МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА САЙТЕ
МАОУ СОРОКИНСКОЙ СОШ №3!

Чуплинских Наталья Генадьевна

«Ложка для Антошки»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: итоговая, интегрированная.

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

 

Задачи:

Художественное творчество:

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Познание:

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде,

особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация:

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы.

Чтение художественной литературы:

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова,

совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Социализация:

- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа.

Музыка:

- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Предварительная работа:

1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций,

роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Материал и оборудование:

1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды,

таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.

2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи

№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.

3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный этап .

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

Приветствие гостей.

Приветствие детей.

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

2. Основной этап .

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

- И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

Актуализация опорных знаний

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась в торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?

(на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи,

а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

Составление описательных рассказов о хохломской посуде.

- Хохломская посуда бывает разной.

Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).

- Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде?

Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.

По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.

- Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!

Звучит песенка «Антошка»

. - О ком пелось в этой песне? Что не хотел делать Антошка? А что он с удовольствием хотел делать? Что было у Антошки? (ответы детей).

 

Стук в дверь.

Воспитатель: - Ой, кто это к нам в гости пришел?

Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка!!!

 

Антошка: - Здравствуйте!!!! Я тут встретил одну бабушку, и она сказала,

что вы умеете делать красивые ложки, а у меня как раз любимая ложка испортились.

 

Воспитатель: - А что стало с твоей ложкой Антошка???

 

Антошка (виновато и грустно): - Я всегда ходил со своей любимой ложкой. Я люблю кушать,

везде где меня угощают. Ем я своей любимой ложкой. И вот она сломалась, а я ничего не умею и не люблю делать, и не могу починить свою ложку.

 

Воспитатель:

- Ребята! Так как хитрый Антошка ничего не любит делать, кроме как есть, давайте подарим ему много красивых ложек и он перестанет грустить. (да!!)

 

Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.

Закрепление опорных знаний.

- Прежде чем начать украшать ложку, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).

Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом?

(Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальцы хороши,

 

Нарисуют завитки.

 

Завитки крученые,

 

Ложки золоченые.

А на ветке ягодки

 

Спелые и вкусные.

 

Будут наши ложечки

 

Самые искусные.

Деятельность детей.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей и Антошку хохломскими узорами!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение . Проводится индивидуальная работа.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!

- А пока работы сохнут, предлагаю вам отдохнуть. Ложки наши не простые, музыкальные.

Дети играют на ложках.

3. Заключительный этап (4 минуты).

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

Анализ работ.

- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!

У каждого получился свой, неповторимый узор.

Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно.

А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались Антошке понравятся ваши работы, и он выберет себе ложку.

Чтение стихотворений.

 

Вы не знаете, ребята, Варя

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой- Гриша

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь, Заур

И хотел бы, да не мог!