ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тюменская обл, Сорокинский р-н,
село Большое Сорокино
улица Советская 105
8(34550)2-28-45
school3.sor@obl72.ru

СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МЕНЮ

Учитель года 2013

 

Только когда мы приходим к цели,

мы решаем, что путь был верен.

Поль Валери

Как человек выбирает себе дело, которым будет заниматься всю жизнь? Вспоминается известный диалог из «Мастера и Маргариты» о возможности человека управлять своей судьбой: «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». Безусловно, у каждого следствия есть свои первопричины, линии, которым в конечном счете суждено сойтись в одной точке. Существует выражение «Все мы родом из детства». Вот и я маленькой девочкой любила рассматривать картинки в папиных биологических книгах, и, наверное, именно тогда и произошел неосознанный выбор именно той области человеческих знаний, изучением которых я захотела заниматься. Учителем с детства быть не мечтала, но по окончании университета, когда встал вопрос выбора будущего места работы, несмотря на то, что в российском обществе учителей не считают успешными людьми, решила попробовать свои силы именно в этой специальности, осознавая, что труд этот нелегкий, ответственный, практически с отсутствием свободного времени. Не все, к сожалению, молодые коллеги, поступившие как я когда-то, продолжают свою работу в школе и дальше, видимо, прав был классик педагогики А. Дистервег, что: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт», так что происходит естественный отбор.

Задумываясь о том, почему же я, несмотря на трудности продолжила свой путь, вспоминаю, свой первый год работы в школе. Урок. Идет активная, творческая, познавательная деятельность, я смотрю в глаза детей и читаю в них неподдельный интерес, слышу как они, затаив дыхание, ловят каждое мое слово. От нахлынувших ощущений и охватившего меня волнения мое дыхание перехватило. Я думаю именно после тех испытанных эмоций, увидев сразу столько восторженных, заинтересованных, пытливых, озорных детских глаз, я поняла, что это мое, что я могу, что я справлюсь. Да и сегодня меня не покидает чувство волнения, когда иду я на урок, желание общения с детьми. Учитель в этом похож на артиста, артист «дарит» себя зрителю, а я «дарю себя детям». Хочется быть мне в глазах ребят современной, эрудированной, талантливой, справедливой, понимающей, веселой, чтобы с интересом шли они ко мне на урок. Примерно также, как я когда-то смотрела на своих любимых учителей. Мои учителя понимали, понимаю теперь и я, что живое, доверительное общение с детьми, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы.

Моя мечта- сделать ребенка способным развиваться дальше уже самостоятельно. Чтобы это осуществить, надо строить учебный процесс, исходя из современных требований к образованию, то есть не ориентироваться исключительно на усвоение знаний и умений, а на формирование ключевых компетенций в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет: …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью» (К.Д.Ушинский).

В ходе деятельности ребенок овладевает многообразными способами самостоятельной работы по поиску и обработке информации, развивает творческий потенциал, умение выражать свои мысли, умение планировать и реализовывать сотрудничество. Этому способствует, на мой взгляд, ряд «движущих сил».

Во-первых, в современном информационном обществе, главной ценностью становится уже не столько владение определенным багажом информации, сколько владение набором компетентностей, позволяющих её обрабатывать, интерпретировать, чтобы самому быть мобильным в постоянно меняющемся динамичном мире и адекватным этому миру. Например, когда Эдисон пожаловался Эйнштейну, что не может найти себе помощника и показал ему список вопросов для определения пригодности претендентов, Эйнштейн ответил: «Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам», так как не знал ответа ни на один вопрос, и считал, что не зачем запоминать информацию, которую легко найти в справочнике. Справочников у нас достаточно, но не всякий, кто обращается за справочной информацией, становится Эйнштейном.

Во-вторых, ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения.

В-третьих, по словам замечательного ученого Дистервега: “Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения”, человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Следовательно, задача педагога обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности, должен быть стимул, который вызывает у школьника собственные полезные мотивы деятельности. Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.

В-четвертых, необходимо сформировать интерес учащегося, любознательность, положительный эмоциональный фон, а в конечном итоге создать ситуацию развития не только организацией самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательным преодолением трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил. В результате происходит ускоренное формирование личности ребёнка.

В-пятых, можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать, т.е. нужно не овладевать новыми знаниями, а «добывать» из исследовательского поведения. Исследовательский процесс требуют от ученика интеграции полученных в школе знаний и их освоение через практику. Полученные действенные результаты укрепляют у детей веру в значимость собственного “я”, способствуют развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям.

Осуществление учителем всех перечисленных функций возможно при наличии у него сотворческой позиции с учениками. А это значит, что он вместе с ними совершает новые открытия и приобретает новый опыт взаимодействия с природой, людьми, культурой.

Существует мнение, что учителями становятся те, кому нравилось учиться в школе. Я бы уточнила, учителями становятся те, кому нравится учиться на протяжении всей жизни.

«Учитель живет до тех пор, пока учится;

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К.Д. Ушинский

 

© 2024. Сорокинская средняя общеобразовательная школа №3.