ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тюменская обл, Сорокинский р-н,
село Большое Сорокино
улица Советская 105
8(34550)2-28-45
school3.sor@obl72.ru

СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МЕНЮ
13
апреля
2013

 

Только когда мы приходим к цели,

мы решаем, что путь был верен.

Поль Валери

Как человек выбирает себе дело, которым будет заниматься всю жизнь? Вспоминается известный диалог из «Мастера и Маргариты» о возможности человека управлять своей судьбой: «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». Безусловно, у каждого следствия есть свои первопричины, линии, которым в конечном счете суждено сойтись в одной точке. Существует выражение «Все мы родом из детства». Вот и я маленькой девочкой любила рассматривать картинки в папиных биологических книгах, и, наверное, именно тогда и произошел неосознанный выбор именно той области человеческих знаний, изучением которых я захотела заниматься. Учителем с детства быть не мечтала, но по окончании университета, когда встал вопрос выбора будущего места работы, несмотря на то, что в российском обществе учителей не считают успешными людьми, решила попробовать свои силы именно в этой специальности, осознавая, что труд этот нелегкий, ответственный, практически с отсутствием свободного времени. Не все, к сожалению, молодые коллеги, поступившие как я когда-то, продолжают свою работу в школе и дальше, видимо, прав был классик педагогики А. Дистервег, что: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт», так что происходит естественный отбор.

Задумываясь о том, почему же я, несмотря на трудности продолжила свой путь, вспоминаю, свой первый год работы в школе. Урок. Идет активная, творческая, познавательная деятельность, я смотрю в глаза детей и читаю в них неподдельный интерес, слышу как они, затаив дыхание, ловят каждое мое слово. От нахлынувших ощущений и охватившего меня волнения мое дыхание перехватило. Я думаю именно после тех испытанных эмоций, увидев сразу столько восторженных, заинтересованных, пытливых, озорных детских глаз, я поняла, что это мое, что я могу, что я справлюсь. Да и сегодня меня не покидает чувство волнения, когда иду я на урок, желание общения с детьми. Учитель в этом похож на артиста, артист «дарит» себя зрителю, а я «дарю себя детям». Хочется быть мне в глазах ребят современной, эрудированной, талантливой, справедливой, понимающей, веселой, чтобы с интересом шли они ко мне на урок. Примерно также, как я когда-то смотрела на своих любимых учителей. Мои учителя понимали, понимаю теперь и я, что живое, доверительное общение с детьми, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы.

Моя мечта- сделать ребенка способным развиваться дальше уже самостоятельно. Чтобы это осуществить, надо строить учебный процесс, исходя из современных требований к образованию, то есть не ориентироваться исключительно на усвоение знаний и умений, а на формирование ключевых компетенций в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет: …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью» (К.Д.Ушинский).

В ходе деятельности ребенок овладевает многообразными способами самостоятельной работы по поиску и обработке информации, развивает творческий потенциал, умение выражать свои мысли, умение планировать и реализовывать сотрудничество. Этому способствует, на мой взгляд, ряд «движущих сил».

Во-первых, в современном информационном обществе, главной ценностью становится уже не столько владение определенным багажом информации, сколько владение набором компетентностей, позволяющих её обрабатывать, интерпретировать, чтобы самому быть мобильным в постоянно меняющемся динамичном мире и адекватным этому миру. Например, когда Эдисон пожаловался Эйнштейну, что не может найти себе помощника и показал ему список вопросов для определения пригодности претендентов, Эйнштейн ответил: «Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам», так как не знал ответа ни на один вопрос, и считал, что не зачем запоминать информацию, которую легко найти в справочнике. Справочников у нас достаточно, но не всякий, кто обращается за справочной информацией, становится Эйнштейном.

Во-вторых, ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения.

В-третьих, по словам замечательного ученого Дистервега: “Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения”, человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Следовательно, задача педагога обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности, должен быть стимул, который вызывает у школьника собственные полезные мотивы деятельности. Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.

В-четвертых, необходимо сформировать интерес учащегося, любознательность, положительный эмоциональный фон, а в конечном итоге создать ситуацию развития не только организацией самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательным преодолением трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил. В результате происходит ускоренное формирование личности ребёнка.

В-пятых, можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать, т.е. нужно не овладевать новыми знаниями, а «добывать» из исследовательского поведения. Исследовательский процесс требуют от ученика интеграции полученных в школе знаний и их освоение через практику. Полученные действенные результаты укрепляют у детей веру в значимость собственного “я”, способствуют развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям.

Осуществление учителем всех перечисленных функций возможно при наличии у него сотворческой позиции с учениками. А это значит, что он вместе с ними совершает новые открытия и приобретает новый опыт взаимодействия с природой, людьми, культурой.

Существует мнение, что учителями становятся те, кому нравилось учиться в школе. Я бы уточнила, учителями становятся те, кому нравится учиться на протяжении всей жизни.

«Учитель живет до тех пор, пока учится;

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К.Д. Ушинский

 

13
апреля
2013

Что ждут подрастающие дети от своих родителей? Доверие, понимание, уважение «Детей воспитывает то, чем родители живут. А то, что они говорят при этом, лишь чрезвычайно запутывает ребенка». (К.Г. Юнг) Иногда родители путают личную жизнь детей со своим личным делом. Сегодня хочется поговорить об извечной проблеме «Отцов и детей». Думаю, вы не будете спорить, что большинство родителей, желая, конечно, самого лучшего своим детям, предъявляют к ним очень много требований, многого от них ждут. Правильного (по их мнению) поведения, правильного (по их мнению) выбора профессии, правильного (по их мнению) выбора спутника жизни, друзей, образа жизни и пр. С другой стороны, ответственные родители задаются вопросом – что я могу сделать для своего ребенка, чтобы он был счастлив, – и стараются, из кожи вон лезут, но почему-то не всегда находят понимание у своего чада. А давайте посмотрим, чего же ждут подрастающие дети от своих родителей? Неудивительно, что с развитием способности анализировать и сравнивать любовь, обожание и безусловное подчинение, свойственное малышам, сменяются претензиями и придирками к родителям со стороны подростков. Как это ни печально, но дистанция между родными людьми растет. По опыту неоднократного проведения тренингов «Исцеление внутреннего ребенка» могу сказать, что практически все люди сходятся во мнении – родители, конечно, их любили, но эта любовь не всегда проявлялась так, как бы этого хотелось и понималось. А в упражнении «Какими, на ваш взгляд, должны быть идеальные родители?» все пишут примерно одно и то же. Перечислю эти «находки» с краткими комментариями: Чтобы доверяли Любые кризисы, переживаемые ребенком, – это отчаянная попытка взять часть ответственности за свою жизнь на себя. Вспомните: «Я сам!», «Я хочу!», «Я уже имею право!». Собственно, кризисами такие ситуации и становятся, если родители упорствуют в своем желании все определять за ребенка. А позже это желание сменяется гневом и претензиями: «Почему ты не делаешь, не умеешь, ничего не хочешь!?». Часто, когда дети переходят в подростковый период, родители заранее готовы к современным трудностям и усиливают контроль, вместо того чтобы доверять, постепенно передавая им ответственность за собственную жизнь и благополучие. Предвижу раздраженные возгласы: «Так что же, теперь совсем не контролировать? Что, теперь им все можно?» Надеюсь, понятно, что как тотальный контроль и недоверие, так и полное попустительство – это крайности, и в любой из них нет того необходимого главного, о чем говорится в следующем пункте. Чтобы слушали и понималиКак часто родители из сказанного ребенком, из тех секретов, которыми он делится с ними, делают такие выводы и предпринимают такие действия, которые отбивают всякое желание о чем-то рассказывать в дальнейшем, чтобы не быть превратно (перевернуто) понятым. Реально же понять друг друга можно только в мягкой, доброжелательной беседе, когда спрашивают и выслушивают без назиданий и упреков, когда ответно делятся своими чувствами и мыслями. Чтобы не лезли в душуЧтобы не приставали с расспросами и навязчивым желанием выяснить даже то, чего не было. Могу сказать, что такое пристальное внимание, на мой взгляд, является признаком элементарного неуважения, скрываемого под маской ответственности. Лучше всего ненавязчиво сказать: «Если ты захочешь со мной поделиться, я внимательно тебя выслушаю», – и непременно сделать это. Чтобы не навязывали свою точку зрения, а объясняли вполне правомерное ожидание, ведь одной из задач родителей является помощь в понимании мира, в котором ребенок появился, объяснение его законов и устройства (за этим следует то-то, помимо этого, есть еще и то-то, все проходит… и т.д.). Один весьма мудрый человек сказал: «Я сочту свою родительскую задачу выполненной, если мой ребенок будет счастлив без моей помощи». И в этой фразе, на мой взгляд, таится безмерная глубина и уважение. На этом пока прервусь, чтобы было время повспоминать о своем детстве, поразмышлять о настоящей роли родителя и подумать, не используете ли вы болезненные схемы воспитания на своих детях. Разговор продолжу в следующей статье.

Классный час "Меня не понимают родители. Что делать?"

Цель: научить детей находить решения выхода из конфликтных ситуаций с родителями.

Задачи:

• дать понятие «конфликт», «виды конфликтов»,2 способа решения выхода из конфликтной ситуации (конструктивный, неконструктивный),

• формировать у учащихся умения изменять собственные мысли в трудных ситуациях,

• развивать такое качество, как ответственность за свое поведение в семье, в коллективе, в социуме,

• воспитывать уважение к родителям, семье.

Форма проведения: общеклассная, групповая.

Оборудование: мультимедиа, ватман, фломастеры, кружочки разных цветов (4), карточки с ситуациями, корзина, сосуд, камни разных размеров.

Ход классного часа:

Добрый день.

А сейчас, ребята, обратите внимание на корзину, здесь лежат камни разных размеров. Это камни—проблемы, они маленькие, большие, серьезные, мелкие. Я предлагаю вам выбрать камень- проблему и опустить его в сосуд, при этом проговаривая свою проблему, можно вслух, можно про себя.

(дети выполняют действия)

Ребята, смотрите, оказывается в нашем классе есть много проблем.

-Что же нам с ними делать? Что вы предпринимаете, чтобы освободиться от них?

- Кому вы обращались с своими проблемами?

- А если вам понадобилась помощь, к кому вы обратились бы?

Перед вами лежат кружки разных цветов, вы выберете себе тот, который вам нравится.

(дети разбирают кружочки).

А теперь попрошу вас сесть по цвету кружков (1 группа—синий, 2—красный, 3—желтый, 4--зеленый)

Спасибо, итак, перед вами лежат карточки с ситуациями, прочитайте и подумайте, что общего между ними.

 

Разговор с учащимися "Почему дети не всегда доверяют взрослым"

 

Учитель: Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ.

Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь каждого человека – это не просто дом, это огромный мир. Чтобы войти в этот мир, чтобы помочь хозяину этого мира, чтобы построить что-то новое в этом мире, нужно иметь волшебный ключик. Этот ключ называется – доверие. Давайте попробуем найти этот ключ, для этого выясним,

- Что такое доверие?

- Кому бы вы доверили ключ от ваших тайн и секретов?

 

(если взрослым и детям – Ваши мнения разделились, почему? Значит, не все из вас доверяют взрослым)

(если все взрослым – Может ли случиться так, что вы перестанете доверять взрослым?)

- Сегодня мы попытаемся разобраться, почему дети не всегда доверяют взрослым.

Послушайте историю:

«Тимошка», - ласково называла мама сына и гордо говорила своей подруге:

- У меня с Тимкой нет проблем. Мы с ним друзья.

Мамина подруга жила в соседнем подъезде и часто забегала к маме вечером попить чайку и поболтать. Раньше Тимка любил подслушивать их разговоры, а потом пересказывал все Наташе, дочке маминой подруги. Однажды Тимка заметил, какая Наташа красивая. Для Тимки настали мучительные дни. Он не мог отвести глаз от Наташи, но наталкивался на ее ответный презрительный взгляд и отворачивался. Мальчик хотел поговорить с девочкой, но язык словно прилип. «Как я раньше запросто болтал с ней?», - думал Тимка. Дома он признался маме:

- Мам, мне Наташа очень нравится, но я не могу ей этого сказать.

- Вы же с ней давно дружите, - удивилась мама.

- Раньше дружили, а теперь она мне по-настоящему нравится, - объяснил мальчик.

Мама начала шутить, но, увидев, что сын насупился, серьезно сказала:

- Если не можешь поговорить, просто проявляй разные знаки внимания. Подай вовремя карандаш, подложи в парту что-нибудь вкусное или сувенир. Женщины ценят знаки внимания.

Вечером, лежа в постели, мальчик с радостью подумал: «Отличная у меня мама».

Он уже почти заснул, когда услышал, как мамина подруга говорит сквозь хохот: «Рано им еще в любовь играть. Я смотрю, моя Наташка стала прихорашиваться по утрам. Вот я ей задам».

«Мама все разболтала», - расстроился Тимка, но по-настоящему плохо ему стало в школе. Наташка, увидев его, презрительно процедила: «трепло», и пересела на заднюю пустую парту.

День начался и закончился ужасно, Тимка получил двойку и подрался, а дома он впервые серьезно поссорился с мамой. Он перестал ей доверять.

- Почему мальчик перестал доверять маме?

- Есть ли еще причины, по которым вы не доверяете взрослым?

- Как бы вы поступили на месте Тимки?

В конце этой истории Тимка сбежал из дома.

- Что чувствовала при этом мама?

- Можно ли так решить проблему?

 

- Есть ли проблемы, которые друзья не смогут помочь вам решить?

- Значит надо обращаться к взрослым, надо искать того человека, который сможет вам помочь.

 

- Кому из взрослых вы можете доверить ключ от своей жизни? (передают ключ по кругу).

- Я рада, что рядом с вами есть человек, которому вы доверяете. Значит, он сумел открыть этот замок. Сохраните это доверие как можно дольше. Это ваше общее дело.

 

Игра паровозик

Что чувствовал в роли локомотива (ответственность за других)

почему? (потому что они мне доверили себя и свою безопасность)

что чувствовали в роли вагонов? (

Почему вы не боялись (мы доверяли локомотиву)

А верили ли вы деревьям?

Внутренний мир человека можно сравнить с домом. В нем наши мысли, впечатления, чувства и конечно секреты и тайны. Есть и ключ от него и он не простой, а волшебный, потому что в руки он может попасть не всякому, а только тому кому вы ….И он называется? Доверие.

А кому, ребята вы могли бы дать этот ключ?

(если взрослым и детям – Ваши мнения разделились, почему? Значит, не все из вас доверяют взрослым)

(если все взрослым – Может ли случиться так, что вы перестанете доверять взрослым?)

Так о чем у нас сегодня будет беседа?

Почему мы не всегда доверяем взрослым? или может ли случиться так, что вы перестанете доверять взрослым?

Беседа Почему мы не всегда доверяем взрослым?

Непонимание рождает недоверие, недоверие ничего не желает слушать, нежелание слушать рождает непонимание. Замкнутый круг, в котором не найти счастья.

Ребята бывают ли проблемы, которые друзья не смогут помочь вам решить?

Вспомните нашу игру в начале, тот кому доверяют берет на себя ответственность , взрослый человек родитель или педагог с его жизненным опытом может ее взять и помочь.

© 2024. Сорокинская средняя общеобразовательная школа №3.